Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками.
В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяем понятию «семья», проводим этические беседы о семье, о близких родственниках. В группе оформили альбом «Моя семья». Беседуя и рассматривая с детьми фотоальбом, мы тем самым воспитываем у них чувства любви и привязанности к своим близким, уважения к родителям.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. С помощью народных песенок-потешек воспитываем положительное отношение к режимным моментам.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», в доступной форме стараемся научить детей сопереживать близким.
Таким образом, дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.